Коносамент. Что знать обязательно.
Коносамент, Bill of Lading, просто Бил... Без него никуда в морских перевозках, а значит и в контейнерных.
Про коносаменты есть много литературы, которую полезно прочитать профессионалам постоянно работающим в сфере морских перевозок. Но здесь я хочу описать ключевые моменты, с которыми сталкивается 99% специалистов при работе с контейнерными перевозками, и дать ответы на Часто Задаваемые Вопросы людей, только начинающих работать с морскими перевозками.
Итак, КОНОСАМЕНТ...
его можно назвать морской транспортной накладной (такой же как CMR, СМГС или обыкновенная ТТН) с дополнительной функцией товарораспорядительного документа. Т.е. говоря простым языком, грузом владеет и распоряжается тот, у кого на руках оригинальный коносамент. Такая практика сложилась исторически. И в настоящее время все морские перевозчики уделяют огромное внимание коносаменту, т.к. к нему привязано морское право, описанное в многочисленных конвенциях, а соответственно и ответственость перевозчиков и их права. Когда речь идет об ответственности за груз ни один перевозчик не будет отступать от применяемого права и будет придерживаться распространненой практики сбора ОРИГИНАЛЬНЫХ КОНОСАМЕНТОВ (Original Bill of Lading) перед выдачей груза кому бы то ни было. Собрав оригинальные коносаменты перевозчик снимает с себя ответственность за груз, а также за то, кому он был выдан (имело ли лицо, забрашее груз, права на этот самый груз?). И наоборот, перевозчик не выдаст груз лицу, которое утверждает, что оно имеет все законные права на груз (например, договор купли-продажи), если данное лицо не предоставит оригинальные коносаменты. Однако в выдаче груза против сбора коносаментов есть несколько нюансов, о которых чуть ниже.
Коносамент может и не иметь товарораспорядительной функции, а быть лишь морской накладной. Но тогда его так и называют - морская накладная или Sea Waybill. В морских контейнерных перевозках ее часто заменяют так называемым Телекс-релизом, т.е. сама накладная существует только в электронном виде. В таком случае перевозчик выдает груз на основании указаний отправителя.
Происходит это следующим образом: отправитель при оформлении коносамента (в последствии утратившего товарораспорядительную функцию и ставшего морской накладной) указывает наименование получателя, которому следует выдать груз. Далее отправитель сообщает перевозчику, что желает выпустить не коносаменты, а накладные и предоставляет перевозчику письменное заявление, что не будет иметь каких-либо претензий к перевозчику при условии выдачи груза указанному получателю.
В таком случае, в порту выгрузки перевозчик выдает груз, указанному в графе Consignee получателю лишь на основании документа идентифицируещего данное лицо как получателя.
Морская накладная очень удобна в случаях, когда сам оригинал коносамента не требуется как залоговый документ, и помогает ускорить процесс передачи права распоряжения грузом от отправителя к получателю. О морской накладной или телекс-релизе я напишу отдельную статью, т.к. это весьма полезный инструмент, о котором, к сожалению, многие грузовладельцы не догадываются...
Оригинальные коносаменты [обязательно присутствует надпись: ORIGINAL] также могут быть двух типов: ордерный и именной (на получателя).
Ордерный (To Order) подразумевает выдачу груза предъявителю коносамента, либо выдачу по распоряжению указанной компании: в таком случае фраза в графе получатель (Consignee) To Order продолжается of "Company Name" - указывается компания, чье распоряжение должно быть принято перевозчиком.
Само распоряжение (индоссамент) исполняется путем проставления штампа и подписи отправителя или указзаной компании с обратной стороны каждого экземпляра оригинала коносамента.
Ордерный коносамент всегда собирается перевозчиком в 3-х экземплярах.
Такие коносаменты часто используются в случаях продажи груза трейдеру, который в дальнейшем перепродаст груз, и к моменту его прибытия в порт выгрузки получатель может поменяться несколько раз.
Именной (Straight) - самый распространенный в контейнерных перевозках коносамент. В графе получатель указывается наименование компании-получателя, которой и выдается груз перевозчиком. Однако следует отметить, что и в этом случае перевозчик потребует 3 оригинала коносамента перед выдачей груза. Либо получатель, указанный в графе Consignee должен индоссировать хотя бы один оригинал коносамента - в таком случае перевозчик должен выдать груз по предъявлению лишь одного экземпляра индоссированного коносамента.
Про коносаменты есть много литературы, которую полезно прочитать профессионалам постоянно работающим в сфере морских перевозок. Но здесь я хочу описать ключевые моменты, с которыми сталкивается 99% специалистов при работе с контейнерными перевозками, и дать ответы на Часто Задаваемые Вопросы людей, только начинающих работать с морскими перевозками.
Итак, КОНОСАМЕНТ...
его можно назвать морской транспортной накладной (такой же как CMR, СМГС или обыкновенная ТТН) с дополнительной функцией товарораспорядительного документа. Т.е. говоря простым языком, грузом владеет и распоряжается тот, у кого на руках оригинальный коносамент. Такая практика сложилась исторически. И в настоящее время все морские перевозчики уделяют огромное внимание коносаменту, т.к. к нему привязано морское право, описанное в многочисленных конвенциях, а соответственно и ответственость перевозчиков и их права. Когда речь идет об ответственности за груз ни один перевозчик не будет отступать от применяемого права и будет придерживаться распространненой практики сбора ОРИГИНАЛЬНЫХ КОНОСАМЕНТОВ (Original Bill of Lading) перед выдачей груза кому бы то ни было. Собрав оригинальные коносаменты перевозчик снимает с себя ответственность за груз, а также за то, кому он был выдан (имело ли лицо, забрашее груз, права на этот самый груз?). И наоборот, перевозчик не выдаст груз лицу, которое утверждает, что оно имеет все законные права на груз (например, договор купли-продажи), если данное лицо не предоставит оригинальные коносаменты. Однако в выдаче груза против сбора коносаментов есть несколько нюансов, о которых чуть ниже.
Коносамент может и не иметь товарораспорядительной функции, а быть лишь морской накладной. Но тогда его так и называют - морская накладная или Sea Waybill. В морских контейнерных перевозках ее часто заменяют так называемым Телекс-релизом, т.е. сама накладная существует только в электронном виде. В таком случае перевозчик выдает груз на основании указаний отправителя.
Происходит это следующим образом: отправитель при оформлении коносамента (в последствии утратившего товарораспорядительную функцию и ставшего морской накладной) указывает наименование получателя, которому следует выдать груз. Далее отправитель сообщает перевозчику, что желает выпустить не коносаменты, а накладные и предоставляет перевозчику письменное заявление, что не будет иметь каких-либо претензий к перевозчику при условии выдачи груза указанному получателю.
В таком случае, в порту выгрузки перевозчик выдает груз, указанному в графе Consignee получателю лишь на основании документа идентифицируещего данное лицо как получателя.
Морская накладная очень удобна в случаях, когда сам оригинал коносамента не требуется как залоговый документ, и помогает ускорить процесс передачи права распоряжения грузом от отправителя к получателю. О морской накладной или телекс-релизе я напишу отдельную статью, т.к. это весьма полезный инструмент, о котором, к сожалению, многие грузовладельцы не догадываются...
Оригинальные коносаменты [обязательно присутствует надпись: ORIGINAL] также могут быть двух типов: ордерный и именной (на получателя).
Ордерный (To Order) подразумевает выдачу груза предъявителю коносамента, либо выдачу по распоряжению указанной компании: в таком случае фраза в графе получатель (Consignee) To Order продолжается of "Company Name" - указывается компания, чье распоряжение должно быть принято перевозчиком.
Само распоряжение (индоссамент) исполняется путем проставления штампа и подписи отправителя или указзаной компании с обратной стороны каждого экземпляра оригинала коносамента.
Ордерный коносамент всегда собирается перевозчиком в 3-х экземплярах.
Такие коносаменты часто используются в случаях продажи груза трейдеру, который в дальнейшем перепродаст груз, и к моменту его прибытия в порт выгрузки получатель может поменяться несколько раз.
Именной (Straight) - самый распространенный в контейнерных перевозках коносамент. В графе получатель указывается наименование компании-получателя, которой и выдается груз перевозчиком. Однако следует отметить, что и в этом случае перевозчик потребует 3 оригинала коносамента перед выдачей груза. Либо получатель, указанный в графе Consignee должен индоссировать хотя бы один оригинал коносамента - в таком случае перевозчик должен выдать груз по предъявлению лишь одного экземпляра индоссированного коносамента.
Comments
Post a Comment