Short Sea перевозки. Нюансы...
В предыдущей статье о перевозках Short Sea я рассказал об очевидных преимуществах данного способа доставки грузов. Конечно необходимо признать, что не каждый грузовладелец нуждается в подобного рода преимуществах и на эту услугу нужен свой покупатель. Как в принципе, и на любой другой товар.
Однако раз уж Вы стали читать этот пост значит Вас заинтересовали Short Sea и дальше я постараюсь изложить больше материала, который поможет работать в этой сфере.
Особенную распространенность Short Sea приобрели в регионе Северной Европы и стран Балтии, где море создает конкурентные преимущества для этих перевозок. Сегодня трудно представить международную логистику стран Скандинавии и Великобритании без участия Short Sea. Даже автоперевозчики, чья вотчина - дороги, все чаще прибегают к помощи паромных линий для доставки своих автопоездов через Балтийское море. Паромные линии активно работают соединяя страны Балтии с портами Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Германии, стран Бенилюкса.
Среди нюансов применения Short Sea перевозок можно отметить применение коносамента (хотя признаться, не все операторы соглашаются издавать оригинал коносамента Original Bill of Lading) как инструмента торговой сделки, что создает дополнительные возможности по использованию расчетов по аккредитиву. Конечно, можно говорить об открытии аккредитива, где подтверждающим документом будет служить накладная CMR, однако надежность такого документа весьма сомнительна, т.к. выписать CMR может практически кто угодно. Другое дело с коносаментом конкретного морского оператора (линии), который не станет издавать и подписывать коносамент без реального наличия груза в его распоряжении. Работая с морской линией Вы всегда можете быть уверены в надежности и профессионализме такого партнера.
Следующий нюанс Short Sea - это возможность более широкого применения условий Инкотермс в торговой сделке.
В случае с прямой автоперевозкой в качестве накладной выступает CMR и условиями поставки товара могут быть либо условия, при которых право собственности на товар переходит к покупателю на момент отгрузки товара со склада продавца (либо отправителя, либо транзитного склада) и перевозка оплачивается самим продавцом: EXW, FCA, CPT (фактически может быть доставка до "дверей" покупателя); либо условия, при которых право собственности на товар переходит к покупателю по окончанию перевозки и сама перевозка оплачивается продавцом.
В случае же применения Short Sea + Door to Door (доставка от "дверей" до "дверей") Вам открывается возможность использовать любые из условий Инкотермс и оптимизировать условия поставки, риски, связанные с оплатой, с переходом права собственности на товар на момент начала перевозки и пр.
Приведу наглядный пример.
Однако раз уж Вы стали читать этот пост значит Вас заинтересовали Short Sea и дальше я постараюсь изложить больше материала, который поможет работать в этой сфере.
Особенную распространенность Short Sea приобрели в регионе Северной Европы и стран Балтии, где море создает конкурентные преимущества для этих перевозок. Сегодня трудно представить международную логистику стран Скандинавии и Великобритании без участия Short Sea. Даже автоперевозчики, чья вотчина - дороги, все чаще прибегают к помощи паромных линий для доставки своих автопоездов через Балтийское море. Паромные линии активно работают соединяя страны Балтии с портами Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Германии, стран Бенилюкса.
Среди нюансов применения Short Sea перевозок можно отметить применение коносамента (хотя признаться, не все операторы соглашаются издавать оригинал коносамента Original Bill of Lading) как инструмента торговой сделки, что создает дополнительные возможности по использованию расчетов по аккредитиву. Конечно, можно говорить об открытии аккредитива, где подтверждающим документом будет служить накладная CMR, однако надежность такого документа весьма сомнительна, т.к. выписать CMR может практически кто угодно. Другое дело с коносаментом конкретного морского оператора (линии), который не станет издавать и подписывать коносамент без реального наличия груза в его распоряжении. Работая с морской линией Вы всегда можете быть уверены в надежности и профессионализме такого партнера.
Следующий нюанс Short Sea - это возможность более широкого применения условий Инкотермс в торговой сделке.
В случае с прямой автоперевозкой в качестве накладной выступает CMR и условиями поставки товара могут быть либо условия, при которых право собственности на товар переходит к покупателю на момент отгрузки товара со склада продавца (либо отправителя, либо транзитного склада) и перевозка оплачивается самим продавцом: EXW, FCA, CPT (фактически может быть доставка до "дверей" покупателя); либо условия, при которых право собственности на товар переходит к покупателю по окончанию перевозки и сама перевозка оплачивается продавцом.
В случае же применения Short Sea + Door to Door (доставка от "дверей" до "дверей") Вам открывается возможность использовать любые из условий Инкотермс и оптимизировать условия поставки, риски, связанные с оплатой, с переходом права собственности на товар на момент начала перевозки и пр.
Приведу наглядный пример.
Продавец из России нашел покупателя в Швеции и предварительно договорился о поставке товара. Шведская компания не вызывает сомнений в своей платежеспособности и покупатель настаивает на расчете за товар по факту поставки. Продавец же хотел бы до момента получения денег иметь контроль над товаром, чтобы избежать риска затягивания с оплатой. При автоперевозке ситуация безвыходная и одна из сторон вынуждена будет пойти на уступку, увеличивая свои риски на 100%. Т.е. либо покупатель согласится оплатить товар по факту предъявления ему копии CMR (и надеяться, что она - не липа), либо продавец отгрузит товар, доставит в указанное место и будет ожидать оплаты (в надежде, что ее произведут в ближайший день, неделю, месяц...).
При тех же условиях, но с использованием Short Sea, продавец доставляет товар до склада покупателя, но с условием оплаты за товар не позднее прибытия товара в последний порт выгрузки. В таком случае, после погрузки товара в контейнере на борт судна, морской перевозчик выпускает коносамент, который является подтверждением наличия товара как такового в том объеме, который согласован, так и того, что товар следует в нужном направлении. И после прибытия товара в порт выгрузки, покупатель может произвести оплату, сохраняя уверенность в получении самого товара. Таким образом обе стороны снижают свои риски и берегут себе нервы, продолжая плодотворное сотрудничество =)
Конечно нужно оговорить, что и в данной схеме есть риск того, что продавец после получения денег за товар может изменить транспортный ордер и перенаправить груз, но это создаст много технических вопросов, а также возникнут механизмы регулирования/блокирования уже со стороны покупателя. Говоря кратко, если уж продавец собрался "кинуть" покупателя, то он вряд ли будет связываться с Short Sea...
Comments
Post a Comment